Савольдо


Савольдо
, Джан Джироламо (Savoldo, Giovan Girolamo) Ок. 1480/1485, Брешия — ок. 1548, Венеция. Итальянский живописец. Мастер брешианской школы. Ученик основателя брешианской школы В. Фоппы (1427—1515). Работал в Брешии (до кон. 1510-х), в 1508 вступил в цех флорентийских художников. Ок. 1521 переехал в Венецию. Проведя большую часть жизни в Венеции, Савольдо в то же время в гораздо меньшей степени, чем другие мастера венецианской провинции (Террафермы), испытал влияние живописной школы Венеции. В основе его творчества лежат ломбардские истоки, что проявляется и в его отношении к натуре, и в интересе к простонародному типажу, и в живописной манере, сочетающей отчетливую пластическую моделировку форм с изысканной красотой, основанной на холодных тонах красочной гаммы и эффектах освещения. Эти черты, уже определяющие характер его ранних работ (Пророк Илья в пустыне, ок. 1510, Вашингтон, Нац. галерея искусства; Отшельники св. Антоний и св. Павел, 1510, Венеция, галереи Академии), получили развитие в ряде работ венецианского периода (Мадонна во славе с четырьмя святыми, ок. 1525—1527, Милан, галерея Брера; Поклонение пастухов, ок. 1527, Турин, галерея Сабауда; Рождество, ок. 1530, Брешия, пинакотека Тозио-Мартиненго, авторская реплика картины — ок. 1540, Венеция, церковь Сан Джоббе). Первоначальная суммарность трактовки крупных, тяжелых, энергично вылепленных масс и подчеркивание грубоватой простонародности персонажей уступают место в картинах венецианского периода более богатой и утонченной проработке форм, красоте и разнообразию рисунка, облагороженности облика персонажей, сохраняющих при этом патриархальную простоту. К лучшим работам этого времени относится Товий и ангел (1520-е, Рим, галерея Боргезе) с ее широким, навеянным работами Тициана пейзажным фоном, одухотворенно-прекрасным ангелом и босоногим подростком — Товием, утонченной красотой ослепительно-белых, серо-голубых, серебристо-розовых тонов одежд. Важным эстетическим открытием Савольдо венецианского периода являются однофигурные композиции с жанровой окраской (Мария Магдалина, ок. 1530, Лондон, Нац. галерея; Пастух, ок. 1530, Малибу, музей П. Гетти; Флейтист, ок. 1527, Нью-Йорк, собрание П. Шарпа). Необычен, видимо, основанный на не дошедших до нас работах Джорджоне замысел Мужского портрета (т. н. Гастон де Фуа, 1520-е, Париж, Лувр), где фигура молодого мужчины отражается в поверхности зеркал, металлической кирасе молодого рыцаря, стоящих у его ног доспехах, находит продолжение в люминистических эффектах Флейтиста, склонившегося над флейтой в полутьме небольшого интерьера и предвосхищающего ранние работы Караваджо. Интерес к эффектам ночного освещения проявляется и в группе полных сурового величия ночных сцен 1530-х: Поклонении Младенцу (Вашингтон, Нац. галерея искусства; варианты — Милан, собрание Креспи-Морбио; Рим, собрание Альбертинелли) и Св. Матфее с ангелом (Нью-Йорк, музей Метрополитен).
Лит.: Смирнова И. А. Крупнейшие мастера венецианской Террафермы 1-й половины XVI века. М., 1978; Boschetto A. Giovan Girolamo Savoldo. Milan, 1963.
И. Смирнова

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город. . 2006.

Смотреть что такое "Савольдо" в других словарях:

  • Савольдо — Савольдо, Джованни Джироламо Оплакивание Христа Джованни Джироламо Савольдо (итал. Giovanni Gerolamo Savoldo, ок. 1480, Брешиа после 1548, Венеция) североитальянс …   Википедия

  • Савольдо — (Savoldo)         Джованни Джироламо (около 1480, Бреша, после 1548, там же), итальянский живописец брешанской школы (См. Брешанская школа) Высокого Возрождения. Сформировался под влиянием Джорджоне и Тициана. Религиозные композиции С.… …   Большая советская энциклопедия

  • Савольдо Д. Д. — САВÓЛЬДО (Savoldo) Джованни Джироламо (ок. 1480 – после 1548), итал. живописец эпохи Высокого Возрождения. Картинам С. присущи простота и демократизм образов, поэтич. восприятие жизни и природы, изысканный, выдержанный в тёплых тонах колорит …   Биографический словарь

  • САВОЛЬДО (Savoldo) Джироламо — (ок. 1480 после 1548) итальянский живописец Высокого Возрождения. Картинам Савольдо присущи простота и демократизм образов, поэтическое восприятие жизни и природы, сочный колорит ( Магдалина , 1520 е гг.) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Савольдо Джованни Джироламо — Савольдо (Savoldo) Джованни Джироламо (около 1480, Бреша, ‒ после 1548, там же), итальянский живописец брешанской школы Высокого Возрождения. Сформировался под влиянием Джорджоне и Тициана. Религиозные композиции С. («Поклонение пастухов»)… …   Большая советская энциклопедия

  • Савольдо Джованни Джироламо —         (Savoldo) (около 1480 после 1548), итальянский живописец эпохи Высокого Возрождения. Представитель брешианской школы. Сформировался под влиянием Джорджоне и Тициана. Религиозные композиции Савольдо ( Поклонение пастухов , 1540, церковь… …   Художественная энциклопедия

  • Савольдо, Джованни Джироламо — Джованни Джироламо Савольдо итал. Giovanni Girolamo Savoldo …   Википедия

  • Савольдо Джироламо — (Savoldo) (около 1480  после 1548), итальянский живописец эпохи Высокого Возрождения. Картинам Савольдо присущи простота и демократизм образов, поэтическое восприятие жизни и природы, сочный колорит («Магдалина», 1520 е гг.). * * * САВОЛЬДО… …   Энциклопедический словарь

  • Савольдо (Savoldo) Джованни Джироламо — (около 1480 — после 1548), итальянский живописец эпохи Высокого Возрождения. Картинам Савольдо присущи простота и демократизм образов, поэтическое восприятие жизни и природы, изысканный, выдержанный в тёплых тонах колорит («Поклонение… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Савольдо, Джованни — Оплакивание Христа Джованни Джироламо Савольдо (итал. Giovanni Gerolamo Savoldo, ок. 1480, Брешиа после 1548, Венеция) североитальянский живописец. Представитель брешианской школы, формировался под влиянием Джорджоне и Тициана. Он стремился к… …   Википедия

Книги



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.